Персона

Детей нужно любить так, чтобы они были сильными

 

Полина Чурсина, ректор Ставропольского института имени В. Д. Чурсина, беседует с Pro о том, что дает ей силы продолжать любимое дело любимого человека. 

 

Мне бы очень хотелось передать не только слова Полины Валентиновны Чурсиной, но и ощущения, которые испытываешь от беседы с ней. Во-первых, это – умиротворение. Она говорит спокойным, ровным, негромким голосом, и ни разу за время нашего общения в ее речи не прозвучали нотки обиды, недовольства или раздражения. Мне кажется, ее отношение к жизни выразила одна фраза, сказанная мимоходом, прежде чем довериться фотографу: «Работайте. В любом случае я постараюсь быть благодарной».

Во-вторых – просветление. Полина Валентиновна говорит о вещах, правильность которых неоспорима, но обычно люди стесняются поднимать такие темы, боясь показаться банальными. Она ничего не боится и когда рассуждает о вечном, это не выглядит банальным. Наоборот, это кажется открытием, сделанным на твоих глазах.

В-третьих – единение. Она настолько искренна, что это располагает к ответной искренности.

 

«Мы учимся у детей…»

Ставропольский институт имени Владимира Чурсина, в отличие от индустриально-холодных, безликих зданий многих вузов, чем-то похож на старинную русскую усадьбу. Вокруг буйная зелень, клумбы с цветами, чисто выметенные дорожки. Сходство с усадьбой усиливает то, что сегодня здесь очень тихо. Школа и вуз расположены в глубине квартала. К тому же, день субботний. Да и учебный год только начался.

Большой стол в кабинете Полины Валентиновны не виден за букетами. Цветы –это понятно – вчера было Первое сентября. Удивительно другое – возле шкафа притаилась новогодняя елка. И это не обман зрения.

– Елку подарили мне сотрудники на Новый год, – объясняет Полина Валентиновна. – Я заметила, что, когда смотрю на нее, на душе становится теплее. Я принимаю в кабинете разных людей, у каждого – своя энергетика, которая остается и после их ухода. А елка – такой сильный источник позитивной энергии! Поэтому я решила, пусть она стоит здесь круглый год.

– Для вас прошедшее Первое сентября – уже восьмое в должности ректора вуза. Какие мысли посещают накануне нового учебного года?

– Первого сентября у меня, как у многих, в жизни начинается очередной этап. Каждый год вносит свои оттенки: было много волнений – теперь суеты стало меньше. Конечно, мы переживаем по поводу уровня знаний и эмоционального состояния детей. Приемная комиссия уже приняла решение. Абитуриенты стали студентами, но как они впишутся в жизнь вуза? Ведь недаром многие отмечают, что наши дети особенные… Это действительно так. Хочется видеть людей, которые пришли учиться профессии осознанно, а не повинуясь воле обстоятельств. Природа подарила ребенку ум и способности. Родители подчас пытаются сформировать внутренний мир ребенка таким, каким сами его видят. Но как можно ограничивать свободу человека? Как можно ставить искусственные препоны желанию ребенка сделать выбор? Естественно, возможности у всех различные. Каждому родителю, как и нам, хочется, чтобы из маленького человечка вырос самодостаточный, преуспевающий человек с высоким интеллектом. Каждый в силах обустроить свою жизнь. Нужно сделать правильный выбор и работать на будущую профессию по максимуму.

– Как бы вы определили современную молодежь?

– Дети сегодня замечательные – умные, бойкие, уникальные. У этого нового поколения серьезный потенциал! Сфера образования и семья должны быть вместе и помогать им. Интересы трех «сил» должны совпасть. А в абсолюте – интересы государства.

Общество тогда будет здоровым, когда удастся передать новому поколению не только знания, но и духовные ценности – уважительное отношение к старшим, любовь к Родине. Мы должны знать слова российского гимна, символику нашего государства. Мы должны гордиться своей страной. Об этом нужно рассказывать детям, но принуждать к этому ни в коем случае нельзя. Это – как воздух, как хлеб. Я очень горжусь, что моя родина – Россия, но сколько она выстрадала! Приносить пользу Отечеству – миссия каждого из нас.

– Вы приносите пользу, воспитывая достойных великой страны молодых граждан?

– Я не совсем понимаю, что значит «воспитывать»… Мне кажется, это эфемерное понятие. Личный пример не для всех показателен. Назидание неизбежно рождает протест. Мы можем развивать вкус, давать знания. И подсказывать, как правильно поступать. А человек внутренне либо принимает это, либо нет. То, что называют «воспитательным процессом», начинается не в школе, а в утробе матери, и не заканчивается дипломом, а продолжается всю жизнь.

– А как лучше подсказывать, вы знаете?

– Человека нужно уважать, даже если он мал. Маленькие люди этого еще не понимают, но исподволь привыкают сами уважительно относиться к другим. Именно так формируется культура. Мы только помогаем человеку сделать выбор в пользу культуры, заставить быть культурным невозможно. При нас он будет вежливым и воспитанным, а закроет дверь – циник и хам.

 

Свобода выбора

Образовательный комплекс имени В.Д.Чурсина включает уровень дошкольного образования, среднюю школу с углубленным изучением профильных предметов (с 1995 года), колледж, институт (основан в 1992 году) и аспирантуру. В 2007 году вузу исполниться 15 лет.

– Вы предлагаете полный цикл обучения. Значит ли это, что поступив а уровень дошкольного образования, ребенок автоматически выбирает, где будет защищать кандидатскую диссертацию?

– Мы культивируем свободу выбора. Выпускники нашей школы поступают в вузы Ставропольского края, Москвы и Санкт-Петербурга. Многие, конечно, продолжают обучение в институте.

Школа акцентирована на формировании у ребенка в первую очередь высокого интеллектуального уровня. Сформированный интеллект дает ребенку возможность осознанного, самостоятельного выбора своего пути. Когда выбор осуществится – опять же с помощью интеллекта сформировать надстройку профессионального знания. И при этом сберечь хорошие личностные качества; при переходе с уровня на уровень – школа, колледж, вуз – сохранить внутренний стержень. Очень важен порядок в мыслях, умах, сердцах. Гармония внутри – главное.

У нас работает группа психологов. Начиная с первого класса, профессионалы раскрывают генетические способности ребенка, накапливают материал о его интересах и увлечениях. Родителям по этим наблюдениям можно выяснить, что ближе их детям.

Мы стремимся вовлечь ребенка в школьную жизнь. Раньше была отлаженная система, которая закладывала во взрослеющего человека хорошие принципы. Октябрята, пионеры, комсомол… Человек становился социально активным, учился стоять в центре, а не жаться у стенки. Жизнь не должна быть похожа на фотоальбом – это не застывшие картинки, а действия и поступки. Ребенка учили добиваться успеха. Уже в школе формировался лидерский корпус. Я помню, с какой гордостью каждый раз переходила на новый уровень…

– Как сегодня живется частным вузам?

– Наши дети имеют все. Хороших преподавателей, книги, поездки на конференции и участие в олимпиадах. Но государство относится к частному вузу как к внебрачному ребенку. Родить – родило, приняв в 1992 году соответствующий закон. Нас никто не лелеет, а если уважают – то потому, что мы сами этого добились. Может быть, это и хорошо – выживают достойнейшие.

В школе и вузе сложился хороший коллектив, в котором все помогают друг другу. Я не ректор, а член команды. У нас с преподавателями общие принципы – аккуратность, дисциплина, исполнительность, профессионализм. Обновление, насколько возможно, своего внутреннего мира. Мы учимся у детей, настоящий преподаватель обязан уметь их слышать. И главное в работе учителя – добросердие.

Поэтому и преподаватели, и ученики идут в школу и вуз с радостью. Я люблю своих детей – студентов и школьников. Быть на их капустниках, конкурсах, праздниках для меня - большое удовольствие. И родители помогают нам строить этот сказочный мир.

 

Любовь, которая спасет мир

– Где учились ваши дети?

– Владимир Дементьевич Чурсин апробировал созданную им образовательную систему на членах своей семьи. На дочери – колледж, на сыне – школу, на мне, жене – автошколу… Автомобиль стал моим другом. Я очень люблю водить машину.

Сегодня наш сын Владимир – курсант Санкт-Петербургской военно-медицинской академии имени С.Кирова. Дочь Екатерина – сотрудник городского управления внутренних дел. Внучка Полина «испытала на себе» «курсы» дошколят. Теперь она уже первоклассница. Старательно выговаривает букву «Р», с трудом сидит на месте больше минуты, торопится на обед и всячески пытается оказаться в центре внимания. Почти каждую фразу начинает со слов «пожалуйста» и «спасибо». Никому из детей не было поблажек. Не будет и Полине.

«Детей нужно любить так, чтобы они были сильными», – считает Полина Валентиновна.

П.В. Чурсина родилась в Петропавловске-Камчатском. Мама – учительница, отец – военный. В семье, кроме дочери, росли еще два брата-близнеца.

Однажды подруга пригласила Полину быть свидетельницей на свадьбе. Свидетелем был Владимир Чурсин. Эта необыкновенная любовь вспыхнула мгновенно. 10 июня познакомились, 16 сентября сыграли свою собственную свадьбу.

В 1983 году семья Чурсиных переехала в Ставрополь.

– Вы участвовали в создании вуза?

–  Нет, институт был целиком детищем Владимира Дементьевича. Он жил своим вузом,  отдавался любимому делу с необыкновенной страстью. Владимир Дементьевич был талантливым бизнесменом, но мы всегда жили скромно – все, что удавалось заработать, уходило на институт и основанную в 1995 году школу. Однажды я сказала ему: «Володя, почему все для вуза? А как же семья?». Он ответил: «Вокруг нас должны быть счастливые и богатые люди».

До того, как возглавить в 1998 году вуз, Полина Валентиновна 12 лет проработала старшим следователем и уволилась со службы в звании майора. Очень нетипичная профессия для женщины из патриархальной семьи, члены которой жили в соответствии со строгим правилом: женщина может все решать и делать сама, но мужчина – главный. За ним остается последнее слово.

В собственной семье Полина Валентиновна поддерживала тот же принцип.

– Наверное, когда вы возглавили вуз, вам пришлось что-то менять в себе?

– Да. Многое. И процесс этот еще не завершен. Но я стремлюсь сохранить в себе честность, остаться собой. Дети сразу чувствуют фальшь.

Мы выходим из ректората на улицу, и я снова удивляюсь:

– Особенное все-таки здесь место…

– Оно оздоравливает, и это сразу чувствуешь. Человеку здесь комфортно. На территории вуза птицы вьют гнезда, кошки рожают котят, даже ласка у нас жила… И никто друг другу не мешает. Нам нужно держаться вместе и не поддаваться слабости.

– Что вам дает силы не поддаваться слабости? В чем вы находите опору?

– Я верую в Бога, в людей. Учусь доверять себе и верить в себя. Я учусь любить жизнь. Это бывает трудно, но… без любви – куда? Любовь – это панацея от любой боли, это та красота, которая спасет мир. Я думаю, что Федор Достоевский, когда писал свои знаменитые слова, подразумевал именно любовь. Потому что настоящую красоту могут создавать только добрые руки, умная голова, искренние сердце и душа.

 

Знак зодиака: Телец

Любимые цветы: полевые

Любимые авторы: Булгаков, Чехов

Любимая музыка: классическая музыка, опера, бардовская песня

Отдых: «Отдыхать – учусь».




© 2005–2020
Официальный сайт журнала Pro