Персона

Образ жизни – мобильный

Директор ставропольского филиала компании «Вымпелком» Сергей Афонин поделился с Pro своими впечатлениями от новой работы.

Окно в мир

 

– Сергей Геннадьевич, 11 лет назад компания «СтавТелеСот» (позднее преобразованная в «Вымпелком») первой в крае начала предоставлять услуги мобильной связи в стандарте GSM. Потом на рынок пришли другие операторы. Какова сегодня процентная доля абонентов компании «Вымпелком» среди всех абонентов края?

– Процентная доля абонентов – это коммерческая тайна. Скажем так, наш отрыв от коллег-конкурентов достаточно существенен, чтобы мы могли называть себя безусловным лидером.

– Что можно назвать вашим конкурентным преимуществом?

– На сегодняшний момент уникальность компании «Вымпелком» заключается в том, что мы формулируем свое предложение для абонентов по принципу «одного окна». Мы единственный в стране оператор, технически готовый предоставить весь спектр решений для коммуникаций. Это и голосовые услуги, и фиксированная городская, междугородняя, международная связь, и Интернет – как высокоскоростной оптоволоконный, так и мобильный. Это различные дополнительные услуги – sms, mms, передача видеоизображения. Думаю, что с развитием технологий появится и мобильное телевидение, если оно будет востребовано, и много других решений, о которых мы сейчас с вами даже не подозреваем.

– Как повлияла на компанию сложная экономическая ситуация?

– Вы знаете, в условиях кризиса специфика отрасли позволяет нам устойчиво развиваться: телекоммуникации не зря называют «тихой гаванью». И мы, как один из участников этого рынка, пока не ощущаем на себе остро влияние кризиса. Хотя, конечно, готовимся к нему. К счастью, компания «Вымпелком» находится в хорошей финансовой форме и имеет большой опыт антикризисного управления.

– Как вы корректируете работу компании?

– Позиция компании всегда была такова, что затраты мы рассматриваем как инвестиции. И нашей нынешней идеологией является не столько сокращение расходов, сколько, в первую очередь, максимально эффективное инвестирование. Этой идеологии придерживаются все сотрудники. В Ставропольском филиале сложился мощный пул профессионалов, которые умеют не только хорошо подстраиваться под ситуацию, но и менять ее.

– Понятно, что даже в условиях кризиса говорить по телефону люди не перестанут…

– Естественно.

– Но как насчет дополнительных услуг? Прогнозируете ли вы падение спроса на них?

– Не думаю, что из-за кризиса люди перестанут писать друг другу sms или отправлять фотографии. Как можно отказаться, например, от Интернета? Фактически, это значит выключить большую часть информационного потока и выключить из него себя. Мне кажется, наши абоненты на это не пойдут.

Мы стараемся донести до нашей аудитории, что компания не предлагает какие-то отдельные сервисы. Мы хотим сформировать у абонентов более свободный, мобильный образ жизни. И, соответственно, мы рассчитываем, что для нашей аудитории важен весь комплекс предлагаемых решений. Тем не менее, можно прогнозировать некое снижение спроса на дополнительные услуги, но мы уверены, что этот уровень не будет критичным ни для рынка, ни для компании.

– 1 ноября стартовала сеть «третьего поколения». Какова сейчас ситуация с 3G в Ставропольском крае?

– Пока она находится в стадии активного развития. Уже сейчас в Ставрополе покрытие составляет порядка семидесяти процентов. Совсем скоро 3G придет в города КМВ.  Стандарты 3G и GSM между собой очень тесно связаны, поэтому смена акцентов будет постепенной, с использованием возможностей и одной, и другой сети. Этот процесс закономерен и намного расширит потенциал мобильной связи – в первую очередь, абоненты оценят в несколько раз возросшую скорость соединения с Интернетом.

– В минувшем году сотовые операторы начали продажи USB-модемов. Что показал наш регион в этом плане?

– Возможности мобильного Интернета фактически дали второе дыхание рынку мобильной связи в Ставропольском крае. На первых этапах реализации продукта в наших офисах выстраивались целые очереди. В эпоху тотального превышения предложения над спросом это очень редкий факт. Он говорит о том, что услуга давно востребована, что ее техническая реализация в нашей компании оправдала ожидания абонентов. Мы видим стабильный спрос на эту услугу.

USB-модемы, наверное, можно назвать сенсацией 2008 года. Чем удивит 2009 год?

– Мы собираемся сделать много новых интересных предложений нашим абонентам. В целом, планируем продолжать развитие принципа «одного окна». Недавно появилась такая интересная услуга, как «Офис за пять минут». Это бизнес-решение позволяет оперативно и недорого развернуть полностью автоматизированное рабочее место, получить весь комплекс коммуникационных услуг. Фактически, это 3G-шлюз, обеспечивающий коллективный доступ в сеть Интернет и возможность телефонных соединений через сеть 3G. Больше всего услуга будет интересна малому, начинающему бизнесу, а также высокомобильному бизнесу и бизнесу, в котором ряд сотрудников работает оторвано от штаб-квартиры или head-офиса.

Карьера

– Как складывалась ваша карьера до прихода в компанию «Вымпелком»?

– В 1993 году, еще учась в институте, я начал работать в инвестиционной компании. Прошел путь от младшего сотрудника до заместителя генерального директора. В 1998 году мы с партнером организовали собственную компанию «Интрейд», которая со временем превратилась в достаточно успешный стабильный бизнес.

В 2001 году я получил предложение стать директором по закупкам компании «Арнест». В «Арнесте» я проработал несколько лет в разных должностях.

В 2005 году вернулся в собственную компанию, помогал ее развитию, которое было достаточно успешным – в свое время мы входили в тридцатку крупнейших налогоплательщиков края.

– Почему вы решили оставить свое дело?

Захотелось кардинально сменить сферу деятельности. Десять лет я занимался в бизнесе практически одним и тем же. Накопилась психологическая усталость. А единственной областью, в которой я хотел бы работать, была мобильная связь.

– Почему именно связь?

Меня всегда привлекала высокая гибкость этого бизнеса, его способность к трансформации. Обратите внимание: несмотря на кризисы и спады, отрасль связи развивалась наиболее интенсивно. Основное число инноваций, новых бизнес-решений, схем построения бизнеса было реализовано именно в этой сфере, она фактически являлась локомотивом новых идей. Это не может не вызывать восхищения, уважения, интереса.

Как раз в компании «Вымпелком» появилась вакансия, я узнал о ней и отправил свое резюме. Его посчитали заслуживающим внимания, несмотря на то, что я никогда не работал в сфере связи. Видимо, это компенсировал мой управленческий опыт, те знания, которые я получил за годы работы в своем бизнесе. И вот, с 1 декабря 2008 года я работаю в компании.

– У вас, как у руководителя, есть своя стратегия?

– Компания достаточно хорошо структурирована, в ней прописаны определенные бизнес-процессы. Поэтому моя задача – активно и максимально эффективно воплощать стратегию, разработанную в штаб-квартире. Что касается моего личного опыта, я считаю, что главное для руководителя – не мешать своим подчиненным. Давать им возможность себя реализовать, развивая их потенциал и постоянно занимаясь изучением их возможностей, способностей, талантов. Это моя основная стратегия и философия как управленца.

– Что вы считаете лучшей мотивацией для сотрудников?

– В компании очень много различных систем мотивации, как финансовых, так и нематериальных. Но, вы знаете, мотивация – это очень тонкое понятие, которое не всегда упирается в определенный алгоритм поведения, в набор постулатов. Мы мотивируем людей тем, что позволяем им раскрыться. Люди в этой компании не боятся предлагать что-то новое.

– Инициатива не наказуема?

– Инициатива поощряема. Поощряется, когда человек берет на себя ответственность и умеет добиваться результата. Самая большая мотивация – это возможность профессионально совершенствоваться. В нашей компании есть полноценная электронная система для самообразования - «Билайн Университет». Это уникальный инструмент, позволяющий сотруднику на любой должности получать новые знания, благодаря которым он может менять свою позицию не только вертикально, но и горизонтально. Чем больше даешь человеку возможностей реализовать свой потенциал, тем ярче он раскроется.

– Что у вас категорически запрещено?

– Мы не являемся жесткой структурой. Как и везде, запрещены лень, ложь – под этим мы понимаем нечестность в отношении наших клиентов, своих коллег, нечестность перед компанией, непрофессионализм, некомпетентность.

– Как насчет дресс-кода?

– Да, он обязателен. Но не является самоцелью. Это одна из малых частей корпоративной культуры, демонстрация уважения к своему рабочему месту, к своим коллегам и к людям, которые приходят к тебе. Я не считаю, что все должны ходить в корпоративных галстуках. Это приветствуется, но не является обязательным. Гораздо важнее общий корпоративный дух.

– Как вы его воспитываете в сотрудниках?

–Компания проводит множество мероприятий. Но могу на своем примере сказать, что, попадая в компанию, ты пропитываешься этим духом незаметно для себя и без всякого дополнительного напряжения, благодаря людям, которые тебя окружают.

– Какие качества вы назвали бы наиболее необходимыми для успешной карьеры?

– Думаю, чтобы стать успешным человеком (причем неважно, в какой сфере ты реализуешься), нужно быть профессиональным: постоянно работать над собой, не останавливаться на тех знаниях, которые получил. Основываться на своем опыте, но постоянно быть готовым воспринимать что-то новое, быть упорным и самое главное – быть порядочным и ответственным. Это полезно как в бизнесе, в политике, так и в бюджетной сфере. Даже в плане личностного общения всегда приятно иметь дело с человеком, от которого не ждешь неприятностей, который всегда открыт, корректен и честен с собеседником.

Без галстука

– Расскажите о своей семье.

– Моя жена Наталья – замечательный человек. Она взяла на себя домашние заботы, чтобы и я, и наша дочь могли развиваться и совершенствоваться. В общем-то, я очень доволен своим семейным состоянием и благодарен судьбе за то, что у меня такая замечательная семья. Я счастливо женат уже почти семнадцать лет.

Дочка сейчас заканчивает школу. Несмотря на юный возраст, Ирина – человек в высшей степени ответственный. Взрослый не по годам, с точки зрения жизненной философии, своего, пусть небольшого, но правильно осмысленного житейского опыта.

– Себя узнаете?

– Даже иногда завидую. Я был в ее возрасте менее сконцентрирован на результате, на своих жизненных достижениях.

– Как вы любите отдыхать?

– Я люблю отдыхать, но у меня не получается. После окончания школы ни разу не отдыхал, не было ни одного полноценного отпуска – даже двухнедельного. Теперь я понимаю, что это плохо. Постараюсь как-то исправить ситуацию в ближайшее время. Фактически, у меня нет свободного времени. Если оно появляется, я достаточно серьезно тренируюсь. У меня много работы помимо офисной. Во внерабочее время стараюсь интересоваться делами тех бизнесов, которые я создавал, помогать им чем-то.

Наверное, я отдыхаю, только когда читаю книги. Раньше увлекался художественной литературой, потом исторической, теперь это экономическая и маркетинговая. Если книга мне интересна, я погружусь в нее полностью, даже пожертвую двумя-тремя часами сна.

– Не секрет, что общее настроение у людей сейчас не очень веселое. Поделитесь, что из происходящего в мире вас радует?

– Радует уже то, что нет глобальных конфликтов. Знаете, как говорили раньше: «Лишь бы не было войны». Радует, что у людей вокруг нет пассивного настроя, большинство спокойно реагирует на сложившуюся ситуацию. Если в 1998 году все только и говорили: «Ой, все пропало, что делать?», то сейчас я слышу от многих: «Кризис – это возможности». Причем так оценивают ситуацию не только бизнесмены, но и молодые люди, не завязанные на собственных бизнесах: мои сотрудники, мои знакомые. То, что люди в сложное время не теряют оптимизма и не боятся перемен – это радует!

 




© 2005–2020
Официальный сайт журнала Pro